Как выбрать подвесной лодочный мотор?

Этот вопрос задают себе многие любители активного отдыха на воде. Данная информационная статья преследует цель помочь ответить на часто задаваемые вопросы: «как и какой выбрать лодочный мотор?».
Подвесной лодочный мотор – необходимое дополнение к лодке, катеру или яхте, позволяющее передвигаться по воде на большие расстояния, экономя при этом время и силы владельца.
На сегодняшний день на российском рынке представлено большое количество подвесных лодочных моторов различных производителей. Широкий диапазон моделей не позволяет быстро и однозначно сделать выбор в пользу того или иного подвесного лодочного мотора.
Покупая подвесной лодочный мотор (ПЛМ), Вы, прежде всего, приобретаете надежного помощника в путешествиях на воде. К тому же, подвесной лодочный мотор, как и любой хороший товар для активного отдыха, да еще и технически сложный, удовольствие не из дешевых, и чрезвычайно важно вложить деньги с умом, выбрав ту модель, которая наилучшим образом удовлетворит Ваши потребности. Выбирая ПЛМ, который соответствовала бы предъявляемым требованиям, следует руководствоваться характеристиками лодки, характеристиками места его использования и поставленными задачами.

Конструкция подвесного лодочного мотора

Основу конструкции подвесного лодочного мотора составляет двигатель внутреннего сгорания (ДВС) – двухтактный или четырехтактный, обычно с вертикальным расположением вала. Следует отметить, что современные силовые агрегаты, применяющиеся в конструкции лодочных моторов, созданы с применением передовых технологий и соответствуют всем экологическим нормам и требованиям.
Подвесной лодочный мотор Yamaha 2 CMHS
Важнейшей частью конструкции лодочного мотора является гребной винт, вращательное движение которого преобразуется в поступательное движение системы лодка-лодочный мотор. Правильно подобранный гребной винт выполняет функцию автоматической трансмиссии, подобной автоматической коробке переключения передач в автомобиле. Подбор лодочного винта очень важное и кропотливое мероприятие, содержащее, как правило, теоретическую часть (расчет) и практическую часть (покупку с последующей установкой). Основными характеристиками гребного винта являются: диаметр, шаг, профиль и угол атаки лопастей.
Связующим звеном между двигателем лодочного мотора и винтом является редуктор – механическая часть, передающая крутящий момент от двигателя к винту лодочного мотора. Как правило, редуктор содержит коническую зубчатую передачу.
Кожух лодочного мотора, под которой собственно и скрыта вся техническая начинка, служит шумо- и влагозащитный корпус из пластика, образующий замкнутую систему (картер редуктора, крышка силового агрегата) и предотвращающий попадание воды (водяной пыли) в картер редуктора и силовой агрегат, т.е. в двигатель.

Типы подвесных лодочных моторов

В зависимости от тактности двигателя внутреннего сгорания лодочного мотора выделяют:
Подвесной лодочный мотор Yamaha 2 CMHS
Двухтактники имеют меньшую в сравнении с четырехтактниками массу, кроме того, их конструкция проще. Двухтактные моторы немного более приемисты и «снимают» большую мощность с того же объема двигателя в сравнении с четырехтактными. Еще одно их достоинство – меньшая цена.
Несмотря на вышеописанные преимущества, наиболее популярным типом лодочных моторов сегодня являются именно четырехтактные агрегаты, идеально подходящие для средних и длительных по времени прогулок или перевозок. Четырехтактные лодочные моторы более экономичны, тише работают, славятся лучшей тяговой характеристикой и высокой степенью экологичности. Четырехтактный лодочный мотор просто незаменим для рыбалки, в частности для троллинга.
В зависимости от мощности принято выделять лодочные моторы:
  • до 30 лошадиных сил (далее л.с.);
  • от 30 до 75 л.с.;
  • от 75 до 150 л.с.;
  • свыше 150 л.с.
В паспорте каждой лодки указываются моторы, возможные для установки на лодку. Классифицируются они как по количеству лошадиных сил, так и по высоте транца лодки, что важно для подбора оптимальной длины ноги (вала, дейдвуда) лодочного мотора.
Если от лодки требуются скорость и динамика, то стоит задуматься о покупке максимально возможного по мощности мотора, указанного в паспорте. Если же скорость имеет второстепенное значение, то значение лошадиных сил максимально мощного мотора, рекомендуемого к установке, можно смело уменьшить вдвое, не забывая, что есть ветер и течение, при которых лодкой с недостаточным количеством лошадиных сил управлять довольно сложно.
Подвесной лодочный мотор Yamaha 200 AETX
В зависимости от длины ноги (вала, дейдвуда) различают лодочные моторы:
  • с короткой ногой (S);
  • с длинной ногой (L);
  • с сверхдлинной ногой (XL).
Стоит обратить внимание, что моторы одинаковой модели и одной мощности могут иметь разную длину ноги (вала, дейдвуда): короткую, длинную, ультра длинную (сверхдлинную), рассчитанную под разную высоту транца – конструкционного элемента лодки, на который крепится лодочный мотор. Для сведения: высота транца – расстояние от верхней точки транца до дна лодки.
По типу управления делят лодочные моторы:
  • с румпельным управлением;
  • с дистанционным управлением.
Румпельное управление предполагает наличие специальной рукоятки, жестко соединенной с корпусом лодочного мотора, благодаря которой становится возможным перекладывать мотор из стороны в сторону, тем самым управлять направлением движения лодки. Также с помощью румпеля осуществляется подъем мотора из воды. На румпеле располагается управление дроссельной заслонкой, кнопка стартера (если запуск электрический), а также аварийный выключатель зажигания.
Электрический лодочный мотор HDX 32 L
Дистанционное управление, как следует из названия, предполагает дистанционное управление лодочным мотором. Поворотные функции осуществляются благодаря системе тросов, жестко соединенных с рулевым управлением и лодочным мотором. Остальное управление вынесено в специальный блок, содержащий коррекцию дроссельной заслонки, кнопку электрического запуска, аварийный останов двигателя, контрольные лампы.
Подвесной лодочный мотор HDX T 20 FWS
В зависимости от типа запуска выделяют лодочные моторы:
  • с ручным запуском;
  • с электрическим запуском.
Лодочные моторы с ручным запуском встречаются на маломощных агрегатах, а с электрическим запуском – обычно на лодочных моторах мощностью от 20 и более лошадиных сил.

Выбор подвесного лодочного мотора

Итак, прежде чем сделать дорогостоящую покупку, стоит задуматься, для чего приобретается лодка и мотор к ней, и ответить себе на ряд вопросов. Кем и как будет использоваться лодка? Будет ли это интенсивное использование на различных водоемах или же эксплуатация на одном водоеме?
Поэтому при выборе мощности подвесного лодочного мотора стоит изучить все «за» и «против». С одной стороны, большой запас мощности влечет дополнительные расходы при покупке, возможность потери контроля над лодкой с причинением повреждений и угрозой собственной безопасности. С другой стороны, малый запас мощности не позволит владельцу использовать все возможности лодки, при этом нагрузка на двигатель будет высока.
При выборе из ПЛМ одинаковой мощности стоит обращать внимание на массу, поскольку разные производители, имея различные технологии изготовления, предлагают разные массогабаритные параметры своих изделий.
Современный лодочный мотор – это высокотехнологичное изделие, поэтому к его ремонту и обслуживанию стоит подходить обстоятельно. Если это будет происходить в рамках самостоятельного ремонта и замены расходных материалов, стоит при выборе уточнить наличие запасных частей, в противном случае необходимо обращаться в существующий в Вашем регионе сервисный центр, наличие которого так же необходимо.
Подвесной лодочный мотор MERCURY ME F 150 EFI
Выбор марки лодочного мотора зависит от потребительского кошелька. Наиболее дешевыми считаются китайские лодочные моторы, а наиболее надежными – японские, которые прослужат своему владельцу в несколько раз дольше и, как следствие, с лихвой окупят потраченные средства.
Рынок дополнительного оборудования и аксессуаров для подвесных лодочных моторов (ПЛМ) развит еще шире, чем рынок самих ПЛМ. Здесь можно выбрать все, чтобы переоборудовать румпельное управление лодочным мотором, в дистанционное; подобрать винты с разными тяговыми характеристиками; подобрать контрольно-измерительные приборы, визуализирующие текущие параметры работы ПЛМ, топливные канистры, сепараторы и топливные фильтры, а также многое другое.
Алгоритм при выборе подвесного лодочного мотора
  • Определить из паспорта лодки максимальную мощность лодочного мотора, возможного к установке на ней.
  • Определиться с предназначением лодки и местами ее использования.
  • Сделать выбор в пользу 2-х-тактного или 4-х-тактного двигателя.
  • Изучить технические параметры наиболее подходящих моделей, в том числе: длину ноги (вала), тип управления, тип запуска.
  • Узнать о наличии официального сервисного центра в регионе эксплуатации и о возможности покупки запасных частей и расходных материалов. Также важно не забыть уточнить о гарантии производителя.
Руководствуясь вышеперечисленными принципами, можно сделать осмысленную и правильную покупку, рационально потратив средства и время.
Мы очень надеемся, что наши советы помогут определиться с продукцией, подходящей именно под Ваши задачи и полностью удовлетворяющей Ваши потребности, и, как следствие, купить подвесной лодочный мотор.

Быстрый заказ
Мы перезвоним Вам, проконсультируем и оформим заказ