Как выбрать мотокультиватор (мотоблок)?

Этот вопрос задают себе многие дачники и садоводы. Данная информационная статья преследует цель помочь ответить на часто задаваемые вопросы: «как и какой выбрать мотокультиватор (мотоблок)?».
Мотокультиватор (культиватор почвы) – средство малой механизации, используемое для проведения сельскохозяйственных работ. Мотокультиватор предназначен для выполнения работ по обработке почвы: культивирования, вспашки, рыхления, окучивания, боронования, нарезки борозд, выкапывания корнеплодов, борьбы с сорняками.
Мотокультиватор бензиновый Husqvarna TF 324
На сегодняшний день на российском рынке представлено большое количество культиваторов различных производителей. Широкий диапазон моделей, разнообразие конструкций и функций не позволяют быстро и однозначно сделать выбор в пользу той или иной модели.
Покупая мотокультиватор, Вы, прежде всего, приобретаете помощника, который облегчит уход за садом и огородом, поэтому его надежность и долговечность имеют большое значение. К тому же, культиватор, как и любое хорошее оборудование, удовольствие не из дешевых, и чрезвычайно важно вложить деньги с умом, выбрав ту модель, которая наилучшим образом удовлетворит Ваши потребности.
Выбирая модель, которая соответствует Вашим требованиям, следует руководствоваться характеристиками очищаемой поверхности (рельефом, площадью, составом и качеством почвы); задачами, которые Вы перед собой ставите; Вашими возможностями и привычками. От Вашего выбора будет зависеть качество и время культивации почвы, Ваши трудозатраты и итоговый результат.
Мотокультиваторы – техника, используемая повсеместно: от небольших дачных участков до фермерских и коммунальных хозяйств.
Мотоблок – схожая с мотокультиватором техника, имеющая, однако, определенные отличия. Мотоблок – более универсальный агрегат, способный использовать специальное прицепное или навесное оборудование.
Мотоблок бензиновый (мотокультиватор) STIGA Silex 95 B
Существуют мотоблоки с валом отбора мощности и без него. Принципиальное отличие – в возможности подключать активное навесное оборудование, такое как культиваторы, газонокосилки, сенокосилки, шнекороторные снегоуборочные деки, фрезы и скарификаторы для подготовки почвы под газоны, подметальные щетки, газонные сеялки, водяные помпы и др. К пассивной навеске, подходящей для любой модели, относятся плуги, бороны, окучники, картофелевыкапыватели, ножи-отвалы и др.
Путем установки колес и установки прицепа мотоблок превращается в небольшой трактор для перевозки грузов.
Следует, однако, учитывать, что стоимость навесного оборудования зачастую может превосходить стоимость самого мотоблока, поэтому важно четко представлять, для каких целей вы собираетесь купить мотоблок. Это позволит не тратить лишние деньги.
В плане стоимости мотоблок как универсальный инструмент садовода и огородника в разы дороже мотокультиватора, поэтому, если Вам необходимо лишь обрабатывать почву, нет смысла покупать дорогостоящий мотоблок.
Несмотря на вышеперечисленные отличия, имеет смысл объединить эти близкие понятия, тем более что один из видов мотокультиваторов – тяжелые культиваторы – практически полностью совпадает с характеристиками мотоблоков, как конструктивно, так и функционально.

Конструкция

Мотокультиватор (мотоблок) состоит из двигателя, трансмиссии, ходовой части и системы управления. Дополнительное оборудование, которым может оснащаться мотокультиватор (мотоблок), – опция.

Типы мотокультиваторов

Выделяют 3 основных типа:
  • Электрические мотокультиваторы (электрокультиваторы) используются обычно владельцами небольших садовых участков площадью до 6 соток. Электрокультиваторы работают через электрокабель от постоянного источника электроэнергии, а их «сердцем» является электромотор. Электрические мотокультиваторы характеризуются малым весом, небольшими габаритами и отсутствием вредных выбросов в атмосферу, однако при всем этом они обладают невысокой мощностью и малой мобильностью (в силу привязки к постоянному источнику энергии). Важно также отметить, что при повреждении в процессе работы электрошнура фрезами культиватора существует небольшая вероятность поражения оператора током.
    Мотокультиватор электрический MTD T 30 E
  • Аккумуляторные мотокультиваторы, как и электрокультиваторы, предназначены для работы на небольших по площади садовых участках и служат для выполнения различных несложных задач, связанных с рыхлением верхнего слоя почвы. Их основное отличие состоит в том, что они работают не от электросети, а от аккумуляторных батарей, что делает их более маневренными в сравнении с электрическими аналогами.
  • Бензиновые мотокультиваторы (бензокультиваторы) – самый востребованный тип данной продукции. Бензокультиваторы полностью автономны и не имеют ограничений по мощности, которые характерны для электрических и аккумуляторных моделей. Чаще всего на бензиновые культиваторы (бензокультиваторы) ставятся четырехтактные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) мощностью от 1 до 6 кВт. К несущественным недостаткам бензокультиваторов можно отнести периодическое проведение технического обслуживания и посредственный уровень экологичности.
    Мотоблок бензиновый (мотокультиватор) STIGA Silex 95 B

Область применения мотокультиваторов

Мотокультиваторы, в зависимости от мощности, веса, габаритов, ширины и глубины кошения условно делят на 3 группы:
  • Легкие мотокультиваторы характеризуются наименьшей шириной – до 50 см и глубиной – до 20 см и предназначены для обработки небольших площадей: цветников, клумб, малых теплиц и др. Эти мотокультиваторы очень мобильны и позволяют работать в узких междурядьях и труднодоступных местах, выполняя как рыхление, так и прополку. Легкий культиватор может комплектоваться сменными фрезами разной ширины и минимальным дополнительным оборудованием. Легкие мотокультиваторы могут быть оснащены как электромотором, так и двух- или четырехтактным бензиновым двигателем мощностью до 4,5 л.с., а их вес не превосходит обычно 40 кг.
  • Средние мотокультиваторы предполагают использование на небольших и средних по площади участках, требующих плановой обработки 2-3 раза в год. Благодаря большему весу (40 – 60 кг) средние мотокультиваторы гораздо устойчивее, следовательно, работать с ними намного комфортнее. Эти культиваторы оснащены, как правило, четырехтактным бензиновым двигателем мощностью от 4,5 до 6 л.с. Ширина захвата фрез у них – от 50 до 60 см (может быть чуть больше), а глубина обработки, как правило, – свыше 20 см. Кроме передней передачи, для удобства маневрирования, мотокультиваторы среднего класса могут иметь и заднюю. Отметим, что средние культиваторы могут работать не только с окучником, но и с небольшим плугом. Для того чтобы обеспечить нужное тяговое усилие для плуга или окучника, вместо фрез на вал редуктора устанавливают металлические колеса с грунтозацепами. Средние мотокультиваторы - это наиболее популярный класс культиваторов, характеризующийся достойной производительностью, высокой мощностью, простотой обращения (с ними способна справиться и женщина) и обилием дополнительного оборудования, которое можно на него поставить.
  • Тяжелые мотокультиваторы (мотоблоки), весом свыше 60 кг и мощностью от 6 л.с., используются на средних и больших по площади участках и обладают мощным и тяговитым бензиновым двигателем, а также коробкой передач, позволяющей существенно расширить диапазон применения. Несмотря на немалый вес, работать с культиваторами этой группы довольно легко. Ширина захвата фрез у них – более 60 см, а глубина обработки – более 20 см. Важно отметить, что функционал тяжелого мотокультиватора ограничен лишь широким диапазоном дополнительного навесного оборудования. Тяжелые культиваторы способны буксировать прицепную тележку с грузом до 300 кг.

Производительность мотокультиватора (мотоблока)

Производительность мотокультиватора (мотоблока), т.е. площадь обработанного участка за единицу времени, зависит от мощности двигателя и ширины захвата рабочих органов. Чем мощнее двигатель и больше ширина захвата, тем выше производительность агрегата и тем дороже он соответственно стоит.
Однако по нашему мнению, нет смысла приобретать мотокультиватор (мотоблок) с производительностью намного большей, чем та, которой требуют размеры обрабатываемого участка. Запас мощности, без сомнения, нужен, но в разумных пределах.

Подробнее об отдельных элементах мотокультиваторов (мотоблоков)

Двигатель. Мотокультиваторы (мотоблоки) оснащают электрическим или бензиновым двух- или четырехтактным двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Двигатель бензиновый Zongshen ZS 190 FE (с электростартером)
Самые простые в эксплуатации культиваторы – мотокультиваторы (мотоблоки) с электродвигателем, работающие от сети электроснабжения. Они не требуют систематического обслуживания и замены расходных материалов. С электроприводом обычно выпускают легкие мотокультиваторы, которые предназначены для обработки небольших площадей. Здесь применение электропривода вполне оправдано, и длинны шнура, скорее всего, хватит. Главное – чтобы было, от чего запитать мотокультиватор.
Мотокультиваторы (мотоблоки) с бензиновым двигателем – более сложные в эксплуатации агрегаты, отличающиеся повышенной шумностью.
Модели с двухтактным двигателем стоят дешевле, т.к. характеризуются более простым устройством. Двухтактные двигатели встречаются только на сверхлегких моделях мотокультиваторов, потому что при равной мощности они почти в два раза легче четырехтактных аналогов. К несомненным минусам двухтактных двигателей относятся низкая экологичность и большое потребление топлива.
Четырехтактные двигатели намного экономичнее и экологичнее двухтактных и именно в их сторону стоит отдавать свое предпочтение при выборе мотокультиватора (мотоблока).
Помните, что, покупая мотоблок с запасом мощности, Вы получаете запас механической прочности и надежности.
Трансмиссия. Одной из важнейших характеристик, определяющих удобство работы, надежность и даже компоновку, является тип сцепления и редуктора. В основном применяется цепная или червячная передача. Цепь со звездами или червячный редуктор располагается внутри прочного, герметичного, заполненного маслом корпуса. Выбор между ними определяется, в первую очередь, расположением коленчатого вала двигателя. При горизонтальном расположении ставят цепную передачу, а если вал двигателя расположен вертикально, то используют червячный редуктор.
Мотокультиваторы (мотоблоки) с вертикальным валом двигателя легче и компактнее, но у них есть свои недостатки. Во-первых, четырехтактные двигатели с вертикальным валом изначально стоят дороже из-за сложности обеспечения смазки. Во-вторых, у червячной передачи потери на трение намного больше, чем у цепной. В-третьих, червячная передача обладает эффектом самоторможения. Входной вал (со стороны двигателя) способен ее повернуть, а выходной (со стороны колес) — нет. То есть, если тянуть или толкать мотокультиватор (мотоблок), фрезы (или колеса) не будут проворачиваться, даже с выключенным сцеплением. Его можно передвинуть только на дополнительных транспортировочных колесах или перенести. Некоторые тяжелые мотокультиваторы и мотоблоки, оснащенные коробкой передач и валом отбора мощности, имеют не цепную, а зубчатую передачу.
На мотокультиваторах (мотоблоках) применяется сцепление трех типов:
  • с выжимной муфтой (почти как на автомобиле);
  • ременное с натяжным роликом;
  • автоматическое центробежное сцепление, как на бензопиле.
Центробежное ставят на легкие культиваторы с вертикальным валом двигателя. Средние и недорогие тяжелые модели с классической компоновкой чаще оснащают натяжным роликом. В тяжелых мотоблоках, предназначенных для долговременного профессионального использования, сцепление осуществляется с помощью муфты.
Желательно, чтобы у культиватора был задний ход. У легких и сверхлегких моделей заднего хода не бывает, но есть ручка, чтобы было удобно поднимать культиватор и разворачивать в нужном направлении. Хорошо, если у мотокультиватора две и более передние передачи, так как его эксплуатационные возможности в этом случае существенно расширяются.

Дополнительное оборудование к мотокультиватору (мотоблоку)

Фрезы – основной инструмент мотокультиватора (мотоблока). У большинства моделей они выполнены в виде двух, четырех или шести легкосъемных секций. Меняя их количество, подбирают требуемую ширину обработки. Если грунт тяжелый, глинистый, то количество секций надо уменьшить. Глубину обработки задает регулируемый сошник – прочная металлическая полоса, вертикально закрепляемая в задней части мотокультиватора. Максимальную глубину обработки определяет диаметр фрез. Помимо стандартных фрез, мотокультиваторы (мотоблоки) можно дополнительно оснастить навесным оборудованием, существенно расширяющим возможности агрегатов. Это дополнительное навесное оборудование продается отдельно, поэтому при выборе культиваторов надо сравнивать не только их технические характеристики, но и их комплектацию, а также совместимость с дополнительным оборудованием.

Транспортные колеса облегчают перевозку и могут заменять сошник. Обычно культиватор поставляется в комплекте с ними, но если в штатную комплектацию входят пневматические колеса, то транспортные чаще всего отсутствуют.

Колеса с пневматическими шинами надевают вместо фрез. Они применяются при использовании навесного оборудования и прицепа.

Металлические колеса с грунтозацепами. Сложность пахоты легким культиватором заключается в его малом весе и, как следствие, в малом тяговом усилии. Для увеличения его тягового усилия предусмотрены специальные металлические колеса с грунтозацепами. Они значительно тяжелее пневматических, а большие редкие грунтозацепы не забиваются землей в процессе работе.

Цепи противоскольжения на колеса предназначены для увеличения тягового усилия, но менее эффективны по сравнению с металлическими колесами с грунтозацепами, зато они компактнее и дешевле стоят.

Утяжелители для колес. Если мотокультиватор слишком легок, для обеспечения большого тягового усилия его можно утяжелить дополнительными грузами.

Плуг необходим для пахотных работ тем, кто занимается выращиванием картофеля. При соответствующем навыке с помощью плуга можно закапывать картофель весной и выкапывать осенью. В зависимости от конструкции плуга отвал земли бывает на одну или на две стороны. Хорошо изготовленный и настроенный плуг самозаглубляется при движении.

Борона. После вспашки остаются огромные комья земли. Их необходимо разбить и разровнять. Для этого и предназначена борона, дисковая или с зубьями (пальчиковая).

Окучник (плуг-окучник) – плуг с V-образным лемехом. С его помощью делают борозды для посева овощей (картофеля, фасоли, гороха, лука) и окучивают картофель после посадки.

Картофелевыкапыватель. Процесс выкапывания картофеля – один из самых тяжелых этапов сельскохозяйственных работ. Для этой цели можно использовать плуг, но работа с ним тяжела и часто приводит к разрушению корнеплодов. Гораздо лучший вариант – специальный картофелевыкапыватель. Он приподнимает почву вместе с корнеплодами, земля осыпается, а картофель оказывается на поверхности.

Косилка. Мотокультиватором (мотоблоком) не только обрабатывают землю, но и косят траву, используя косилки двух основных типов: ножевые и роторные. Роторные косилки – более эффективные, а ножевые, в свою очередь, – маневреннее (ими удобнее косить между деревьев и кустов).

Аэратор прокалывает отверстия в грунте, чтобы обеспечить доступ кислорода, влаги и удобрений к корням газонной травы.

Роторная щетка – насадка, позволяющая быстро и эффективно подмести большую территорию (как асфальтовые дорожки, так и газон). Справится она и со свежевыпавшим снегом.

Нож-отвал. Иногда нужно передвинуть груду песка или снять слой почвы, а чаще всего – снега. Махать лопатой долго и утомительно, вызывать бульдозер – дорого, да и на маленьком участке он будет, как слон в посудной лавке. У владельца тяжелого мотокультиватора (мотоблока) есть другой выход – навесить нож-отвал. Конечно, настоящий бульдозер не получится, т.к. слишком мал вес, но с небольшими кучами мусора он вполне справится.

Шнекороторный снегоуборщик. Снег можно отодвинуть в сторону нож-отвалом, а окончательно очистить поверхность с помощью щетки. Но когда снега много, лучше воспользоваться специальным шнекороторным снегоуборщиком. Стальной шнек с зубьями перемалывает даже слежавшиеся и обледеневшие сугробы, при этом снег выбрасывается в сторону на расстояние до 20 метров.

Прицеп. Для перевозки грузов к мотоблоку присоединяют тележку грузоподъемностью от 200 до 500 кг. Кузов у нее, как правило, самосвальный или опрокидывающийся. Тележка бывает снабжена тормозами и сиденьем оператора, а иногда и светотехникой.

При выборе мотокультиватора (мотоблока), прежде всего, необходимо:
  1. Сформулировать для себя планируемый объем работ и уровень их сложности, т.к. от этого напрямую зависит выбор в пользу того или иного типа соответствующей продукции, тем более что существующий рынок способен предложить как миниатюрные культиваторы для обработки клумб, так и большие тяжелые сельскохозяйственные агрегаты с мощными двигателями – тяжелые культиваторы или мотоблоки.
  2. Определиться с требованиями к весу мотокультиватора (мотоблока), а также с потребностями в ширине и глубине культивации.
  3. Понять для себя потребность в мощности мотокультиватора (мотоблока), а также потребность в его производительности. Случается, что объем работ невелик или осуществляется не слишком планомерно, однако несмотря на это требуется максимальная производительность при выполнении поставленных задач.
  4. Обращать внимание на конструктивные особенности мотокультиватора или мотоблока: рычаги управления, функционал, возможность оснащения периферическим (навесным) оборудованием.
Мотоблок бензиновый Салют 100 Л6,5 (Двигатель Lifan 168F-2B 6,5 л.с)
Руководствуясь вышеперечисленными принципами, можно сделать осмысленную и правильную покупку, рационально потратив средства и время.
Мы очень надеемся, что наши советы помогут определиться с продукцией, подходящей именно под Ваши задачи и полностью удовлетворяющей Ваши потребности, и, как следствие, купить мотокультиватор или мотоблок.

Быстрый заказ
Мы перезвоним Вам, проконсультируем и оформим заказ